Инструктор по труду
Как выстраивать взаимоотношения с ребенком в период самоизоляции.
Как выстраивать взаимоотношения с ребенком
в период самоизоляции.
Важно понимать, что процесс выстраивания взаимоотношений с ребенком начинается с момента появления этого ребенка в вашей жизни. Это было до пандемии, продолжается в настоящее время и будет после. Отношения – процесс трудоемкий, длительный, требующий внимания и терпения. Самоизоляция – это обстоятельство, в условиях которого у людей возрастает уровень напряжения, раздражения и тревоги. Но необходимо понимать, что весь этот дискомфорт испытываете не только вы, но и все члены семьи. А дети особенно чувствительны к любым изменениям в окружающем мире и в большинстве случаев уровень их напряжения напрямую зависит от уровня напряжения родителей. Из любой жизненной ситуации можно попробовать извлечь максимум пользы: если вы не успели выстроить четкие границы в семье раньше, то сейчас для этого может быть больше мотивации и возможностей. Родственники сейчас длительный период времени находятся на одной территории без возможности уйти от неприятной ситуации на улицу, прогулку, фитнес или к друзьям. В связи этим возрастает необходимость оптимизировать атмосферу дома и научиться решать конфликты и разногласия более продуктивным способом.
Полезные рекомендации.
- Первое, что может существенно помочь сохранять эмоциональную стабильность – это распорядок дня. Для усиления положительного эффекта можно сделать этот процесс более наглядным: оставить красивое расписание, включить туда физические упражнения, саморазвитие, чтение книг или то, чем бы вы хотели заняться. Это могут быть маленькие или большие цели и задачи, которые вы можете достигать в актуальных условиях. И напротив выполненных пунктов ставить красивые яркие галочки, чтобы фиксировать свою результативность. Это может послужить хорошим примером планирования для детей. С ребенком вы можете вместе составить личное или совместное расписание, красиво и оригинально его оформить и повесить на видное место.
- Важно научиться фиксировать свою «эмоциональную температуру» и отслеживать её в течение дня и особенно во время общения с близкими. Возьмите любую удобную для вас шкалу: от 0 до 10, где 0 – это полное спокойствие, а 10 – это точка наивысшего эмоционального напряжения; или вы можете представить себе обычный ртутный термометр, на котором вместо температуры тела отображается ваш эмоциональный заряд. Детям помладше это можно преподнести как игру, а тем, кто постарше объяснить, насколько важно в жизни уметь отслеживать свои эмоции и их интенсивность.
-Распределите обязанности и задачи между всеми членами семьи. Соберите семейный совет и договоритесь, кто, за что ответственен в доме (своевременный вынос мусора, походы за продуктами, влажная уборка, забота о животных и т.д.). Постарайтесь решить все это в продуктивном диалоге, а не в приказном порядке, так как авторитарный тон и давление могут спровоцировать негативные чувства у детей, вызвать протестную реакцию и снизить мотивацию на выполнение обязанностей.
-Тренируйте свое самообладание и подавайте положительный пример ребенку. Сейчас наиболее важное время для того, чтобы показать детям, как справляться со стрессом конструктивным способом: освойте глубокое дыхание, медитацию, навык концентрации или визуализации, переключение внимания…
- Договоритесь о соблюдении «права на уединение». Обозначьте время (1 час, 30 мин., 1,5 часа), в течение которого вас не беспокоят другие члены семьи. Можно выбрать специальное место или комнату, в которую никто не будет входить, а вы сможете уделить внимание себе, своим мыслям и просто побыть в тишине и расслаблении.
-Обговорите график пользования вещами или комнатами, которые востребованы для многих членов семьи. Можно назначить для каждого четкое время, в основу чего рекомендуется взять приоритетность. Внимательно выслушайте доводы всех родственников, постарайтесь принять решение совместно и единогласно.
-Уважайте личное пространство: свое и других членов семьи. Не стоит входить в комнату без стука, обнимать и трепать за волосы детей подросткового возраста без их согласия, перебирать не свои вещи и одежду или брать без спроса чужие вещи.
-Фильтруйте поступающую информацию извне: её переизбыток вызывает возрастание тревоги и напряжения. Учите ребенка критично относиться к информации и выбирать в сети то, что будет благотворно влиять на состояние и качество жизни, а не наоборот. Если вы видите, что ребенок неосознанно поглощает какую-либо информацию, спросите: Что ты будешь делать с этим дальше? Чем это может быть полезно? Для чего тебе это нужно?
-Самое время создать полезную семейную традицию: совместное чаепитие, семейный совет, обмен комплиментами. Интересная практика – это создание своеобразной анонимной почты. Берутся две банки или два ящика, коробки: одна емкость для жалоб, а вторая для комплиментов. Озвучивается условие: в течение недели или двух можно анонимно писать жалобы и недовольства на кого-то из семьи, но при этом обязательно написать и что-то положительное о том человеке, на которого есть жалоба. Это учит ребенка учитывать плюсы и минусы и смотреть на личность человека шире, а не в контексте только своего недовольства. Зачитывать содержимое емкостей можно в конце недели на совместном чаепитии, а сами ёмкости можно красиво оформить, что привлечет ребенка к процессу творчества.
Наиболее типичные ошибки родителей в общении
с детьми в период самоизоляции:
- Повышенный контроль как компенсация собственной тревожности. В сложившихся обстоятельствах пандемии человек очень явно сталкивается с тем фактом, что он не может контролировать все в этой жизни. Неопределенность будущего, кардинальные изменения в укладе жизни, финансовые сложности и другие факторы могут вызвать у родителей чувство безысходности или страха. Отсутствие контроля в одних сферах может стать причиной чрезмерного контроля в других. Поэтому важно отслеживать, чтобы забота о близких и поддержание порядка дома не превращались в тиранию.
- Информационная интоксикация негативной информацией. Сократите просмотр телевиденья, фильтруйте информацию, поступающую через интернет и по телефону.
- Избегайте споров и горячих дискуссий на политические темы, а также обсуждения различных версий всемирного заговора. Помните, что своими словами вы формируете представления ребенка о жизни и обществе.
- Халатное отношение к ситуации может быть опасным для жизни. Необходимо соблюдать меры профилактики и осторожности, как в условиях пандемии, так и в жизни в целом.
Досуговая деятельность детей в период самоизоляции.
Необходимо помочь ребенку в организации досуговой деятельности. Считается, что взрослые люди должны быть более уравновешенными и стрессоустойчивыми. Необходимо продумать, как позволить ребенку выплескивать свои эмоции в условиях дома. В этом помогут многочисленные онлайн-трансляции, которые в полном доступе и изобилии у населения в данный момент. Начиная от физической активности (танцы, йога, фитнес, силовые упражнения на группы мышц, аэробика), продолжая различными видами обучения и заканчивая духовными и ментальными практиками. Благотворно влияют на сплочение семьи настольные игры, совместный просмотр фотографий, собирание пазлов и конструкторов, решение головоломок и логических задач, игры с распределением ролей, построение шалашей и оригинальных хижин из стульев, простыней и других предметов (внутрь можно повесить светящуюся гирлянду для создания уютной атмосферы). В самоизоляции можно попробовать различные виды деятельности без смущения перед незнакомыми людьми, которое обычно является барьером и тормозящим фактором.
Сейчас почти все организации и многие специалисты работают в онлайн-режиме, поэтому обращайтесь за помощью, если чувствуете необходимость в индивидуальных рекомендациях и поддержке извне.
Период самоизоляции - это хорошая возможность лучше узнать себя и своих близких, проанализировать свои реакции и мысли, иначе взглянуть на какие-то ситуации, пересмотреть приоритеты и ценности. Постарайтесь извлечь максимум пользы из непростой текущей обстановки. Желаю психологического благополучия вам и вашим близким. Будьте здоровы!
Материал подготовила
педагог-психолог
отделения реабилитации
н/летних Распопова О.С.