Get Adobe Flash player
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

Вход на сайт

Инструктор по труду

Задержка психического развития насколько это страшно?

Прежде всего, давайте разберёмся, что такое задержка психического развития (ЗПР). Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не значит, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройства развития речи и языка, расстройства развития учебных навыков, расстройства развития моторных функций, смешанные специфические расстройства психического развития) и входит в раздел, который называется "Расстройства психологического развития". Однако для удобства часто все эти сложные рубрики заменяются тремя буквами - ЗПР. Так стоит ли бояться этой аббревиатуры?

        Родителям нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка относительно благоприятный.

     Выделяют первичную и вторичную задержку психического развития. Дети с первичной задержкой психического развития обычно не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, врожденное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы, характерных для вторичной ЗПР (задержка происходит из-за врожденного недоразвития зрения или слуха). Здесь мы будет говорить о первичной задержке.

       Как правило, основные трудности эти дети испытывают в социальной (особенно школьной) адаптации и обучении, вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы. Именно она является наиболее ярким признаком ЗПР: ребенку крайне трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. В свою очередь незрелость приводит к проблемам со вниманием (например, неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость). Часто нарушения внимания сопровождаются повышенной двигательной и речевой активностью. Всё вместе это приводит к нарушению восприятия, памяти, трудностям в построении правильных выводов. Так, например, ребёнок может испытывать трудности в узнавании знакомых предметов в непривычном ракурсе (например, малыш не узнает контуры предметов, нарисованных друг на друге), с трудом разучивать даже короткие стихотворения и очень быстро их забывать. И понятно, что его знания об окружающем мире будут недостаточными и ограниченными.

       Задержка психического развития может варьироваться от легкой степени до выраженной. Однако для всех типов ЗПР характерны следующие признаки: запаздывание развития моторики, речи, трудности усвоения норм социального поведения, эмоциональная незрелость, неравномерность развития отдельных психических функций и, наконец, самое важное - обратимый характер этих нарушений.

     При лёгкой степени задержки приобретение возрастных навыков запаздывает от общепринятых нормативов незначительно, а компенсация отставания происходит при небольших усилиях со стороны специалистов. Часто всю необходимую коррекционную работу могут проделать сами родители.

     При средней степени приобретение ребенком возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, становление мелкой моторики, совершенствование коммуникативных взаимодействий задерживается более значительно. Дополнительно ребенок может испытывать заметные трудности во взаимодействии как со взрослыми, так и с детьми. В этом случае, чтобы компенсировать отставание в развитии, требуется гораздо больше времени, усилий родителей, а также обязательное участие специалистов.

     При выраженной степени отставание в приобретении возрастных навыков значительно: такие дети очень поздно начинают ходить, позже формируются навыки опрятности и т.п. Наряду со значительным отставанием отмечаются разного рода нарушения соматического состояния - недостаточность мышечного тонуса, признаки гидроцефалии и гипертензии головного мозга и др. Здесь в обязательном порядке требуется помощь врачей, дефектологов и психолога.

     Первые признаки ЗПР могут быть заметны в очень раннем возрасте (до 2,5 лет). Однако проявляется она в запаздывании созревания двигательных функций, поэтому обычно в этом возрасте говорят о задержке психомоторного развития.

     При достижении ребенком 2,5-3 лет становится возможным выделение основных признаков, характерных для ЗПР (запаздывание развития моторики, речи, трудности усвоения норм социального поведения; эмоциональная незрелость; неравномерность развития). Поэтому обычно ЗПР как диагноз ставят, начиная с трёхлетнего возраста. Но всегда есть нюансы, кому-то этот диагноз может быть поставлен раньше, кому-то позже. По достижении ребенком младшего школьного возраста такой диагноз либо снимается (что происходит чаще), либо пересматривается.

     Обычно внимательные родители уже к 2-3 годам замечают, что «что-то не так» в развитии их малыша. И встает вопрос: «Стоит ли обращаться за специальной консультацией?» Ответ очевиден: конечно, стоит. Даже если у ребенка лёгкая степень задержки, квалифицированные специалисты посоветуют, как с ним заниматься, подскажут возможные воспитательные подходы, а при необходимости порекомендуют посещение специальных занятий или специализированного дошкольного/школьного учреждения.

       В первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.

       Некоторые дети с задержкой психического развития оказываются не готовы к обучению в школе. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению, отмечается недостаток знаний и представлений об окружающем мире, а также несовершенство учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Также им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются, особенно при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя как в классе, так и дома. Поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу с «хорошей» или «сильной» программой, родители должны оценить возможности своего будущего первоклассника, чтобы школа не стала для ребёнка пыткой.

   Ещё раз хочется отметить, что задержка психического развития - не приговор. При правильном подходе и понимании потребностей и особенностей развития ребенка ЗПР вполне преодолима. Часто дети с ЗПР уже к началу обучения в школе этого диагноза не имеют и вполне успешно адаптируются как в школе, так и во взрослой жизни.

Материал подготовила

педагог-психолог Распопова О.С.

www.ofitsialniy-sait.ru - Бесплатные шаблоны для Joomla. Бесплатные компоненты для Joomla. Бесплатные модули для Joomla. Бесплатные плагины для Joomla.

Календарь

Ноябрь 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30