Социальный педагог
Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка
С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью.
Формирование характера и личностных особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.
Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
-отделение от матери в раннем возрасте;
-характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
- неприятие со стороны матери (отца);
- неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье,
- изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.); воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
- неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
2.У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.
3. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает требуется специальное коррекционное обучение.
4. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.
5.Психотравмирующие ситуации. По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка, угроза наказания).
ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ В РАБОТЕ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:
1. Ребёнок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. При постановке отдельного звука не обращается внимание на другие дефектные звуки. Так, если при постановке звука л ребёнку встретилось слова Лара, то нельзя попутно подправлять звук р. Он должен исправляться позднее.
3. Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются на качестве исправления.
4. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
5. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
6. Ребёнок должен заниматься ежедневно по 30—45 мин. в один или два приёма, причём выполнять все подготовительные и частично речевые упражнения (произношение слогов и слов) перед настольным зеркалом — для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппарата.
7. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребёнку (даже если он школьник) и требовать от него выполнения заданий.
8.Знайте! Ребенок копирует не только положительные , но и отрицательные действия. Будьте на чеку, когда ребенок рядом, будьте внимательны к своим действиям и поступкам. Ваши действия для него всегда пример.
В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике речевых нарушений у детей.
Используемая литература:
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми – Издат-школа. ТМ, ТОО «Издательства «Библиополис» СПБ 1996г.
Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева А.В.
Ф53 Малышу три года: Учеб.-метод, пособие -М.: Соц.-полит. журн., 1995