Get Adobe Flash player
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

Вход на сайт

Социальный педагог

Чтобы правильно читать –очень важно это знать!

Причины нарушений навыков чтения у младших школьников

Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения , проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.

Основные признаки дислексических ошибок:

1.Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка на протяжении многих лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

3. Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.

Проявления дислексии:

  1. Замедление процесса овладения чтением;
  2. Замедление темпа чтения;
  3. Нарушение движения глаз по строке в процессе чтения;
  4. Стойкие и повторяющиеся ошибки при чтении.

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

1.Неусвоение букв, неточное соотнесение буквы и звука, которые проявляются в заменах и смешениях звуков при чтении , а именно:

- замены и смешения фонетически близких звуков;

2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;

3. Искажение звукослоговой структуры слова;

4. Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, или предложения, или текста;

5. Замены слов;

6. Аграмматизмы при чтении –нарушения при согласовании существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, , изменения окончаний глаголов.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия.

– первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем), проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв.

- вторая форма фонематической дислексии - связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в искажениях звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставки гласных между согласными, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).

2. Аграмматическая дислексия, выраженная в неправильном воспроизведении окончаний, префиксов, суффиксов, изменяя грамматические формы слов.

3. Сементическая дислексия проявляется в нарушении понимая читаемого при технически правильном чтении как на уровне слова так и при чтении предложений и текста.

4. Оптическая дислексия – проявляется в заменах и смешаниях графически сходных букв при чтении.

5.Мнестическая дислексия – проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях усвоения ассоциаций между звуком и буквой.

Причины дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения; запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями в ранний период их развития, а так же неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание к развитию ребенка в семье, речевая депривация, неблагополучная обстановка в семье).

Однако следует помнить, что ошибки чтения, встречаются у всех детей при овладении навыком чтения, но они не являются стойкими и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому. Такие ошибки возникают вследствие педагогической запущенности, неправильной методике обучения, нарушений элементарных функций. Часто наблюдаются у ленивых детей, с нарушением поведения, не сформированной учебной мотивацией , педагогически и социально запущенных, у детей с плохим зрением, несмотря на то, что у них в достаточной мере сформированы высшие психические функции, необходимые для овладения навыком чтения. От сюда следует, что наличие ошибок чтения само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

Метод кинезиологической коррекции.

Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций.

Модифицированные зрительные диктанты .

Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

Используемая литература:

Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Издательство «Союз» Санкт-Петербург. 2001г.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Пед.вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 1198г.

Приложение

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:
"Посчитай до 10-20-30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисованы 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди буквы".

3. Развитие осязания определение различных свойств предметов.

Упражнения: 
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ".Пальцем на руке нарисовать букву. Ребёнок отгадывает какую букву нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
"Домик для звука". 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: почка-бочка, коса-коза, суп-зуб-дуб. 
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

7. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:
"Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Карандаш лежит ... столе. Куртка висит … шкафу. Мяч закатился …стол.

"Что за слово?"

Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: вы-шел, при-шел, за-шел.

www.ofitsialniy-sait.ru - Бесплатные шаблоны для Joomla. Бесплатные компоненты для Joomla. Бесплатные модули для Joomla. Бесплатные плагины для Joomla.

Календарь

Ноябрь 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30