Воспитатель
Рекомендации для родителей «Развиваем детский лексикон»
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.
Увеличение словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.
Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, задает все больше вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.
Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни малыша контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи.
Для того чтобы словарный запас вашего ребенка становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги, играть.
Игры для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
«Из чего сделано?»
Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.
Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д.), а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д.».
"Найди противоположное слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- Сахар сладкий, а лимон (кислый). Луна видна ночью, а солнце (днем). Огонь горячий, а лед (холодный). Тополь высокий, а шиповник (низкий). Река широкая, а ручей (узкий). Камень тяжелый, а пух (легкий). Редька горькая, а груша (сладкая).
« Отгадай, что это?»
Цель: учить сравнивать предметы.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком, просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.
«Кто или что лишнее?»
Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия.
Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица..
« Что делают?»
Цель: учить подбирать нужные глаголы.
Ход игры: Взрослый называет слово, например, «звезда», а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает).
"Всё наоборот"
Цель: активизация словарного запаса.
Х од игры: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, тонкий - толстый, густой - редкий, сильный - слабый.
Говорить - молчать, смешить - довести до слез, разрешить - запретить, падать - вставать, смеяться - плакать, зажечь - потушить, помогать – мешать.
«Назови ласково»
Ц ель: активизация словарного запаса, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок называет этого животного ласково.Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка, бегемот – бегемотик, ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёвушка, лось – лосик, леопард – леопардик, морж – моржонок и т. д.
Учитель-логопед
Афанасьева И.И.