Инструктор по труду
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ»
Обучение в школе, особенно в начальной - достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать - это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.
Способность доказывать теорему Пифагора не заложена в нас изначально, как и умение кататься на велосипеде.
Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.
Трудности - нормально?
Сложно найти ребёнка, который не сталкивался бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие, у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьных предметов могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Как понять, что это не лень?
Детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными.
Хотя у этих детей может вполне сохраняться желание учиться и познавать новое, а интеллектуальный потенциал проявлять себя в других сферах, не связанных со школой. Даже если такие дети будут стараться и прикладывать много усилий, повторяя много раз одно и то же задание под руководством взрослых, навык может формироваться медленнее, а устойчивые ошибки не исчезать.
Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию.
Причина 1: отсутствие интереса
Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий.
Решение: постарайтесь сделать учебный процесс интересным. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах.
Причина 2: недостаток концентрации
Часто бывает, что ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.
Решение: ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и других полезных практик. Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите своего ребёнка пользоваться ими.
Причина 3: прокрастинация
У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.
Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает.
Причина 4: высокая нагрузка
Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.
Причина 5: неприятности в школе
Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой.
Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта.
За что хвалить и как ругать
Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, получил двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка получать хорошие отметки. Но сможет ли она привить вкус к получению знаний?
Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.
Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме — обязательно поощряйте его.
Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться — ведь на ошибках учатся.
Стоит ли помогать с домашней работой?
Да, но именно помогать, а не решать задания за него. Изучите правила, как помогать ребёнку с домашними заданиями.
Безусловно полезной будет помощь младшему школьнику: ощущая вашу поддержку, он сможет быстрее адаптироваться к школе. В средней школе постепенно снижайте своё участие в выполнении домашних работ. Подростку не стоит навязывать помощь, если он не просит о ней, иначе ваши действия могут быть расценены как гиперопека.