Педагог-психолог
Игра – основная деятельность детей.
Игра – основная деятельность детей.
«Игра есть потребность растущего организма.
В игре развиваются физические силы ребёнка,
твёрже делается рука, гибче тело,
вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,
инициатива. В игре вырабатываются у ребят
организационные навыки, развиваются выдержка,
умение взвешивать обстоятельства». Н.К. Крупская.
Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живёт народ. Но окружающий мир воспринимается ребёнком по-иному, чем взрослыми: ребёнок – «новичок», всё для него полно новизны, значения; ребёнок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Дети играют в подвижные и малоподвижные игры, в спортивные, в сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей разного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания. Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятиях, так и вне их – на участке или во дворе учреждения.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, пазлы, лото, домино, шашки. Воспитатель должен не только систематически участвовать в играх детей, решая те или иные педагогические задачи, но и постоянно наблюдать за самостоятельной детской деятельностью, видеть взаимоотношения детей друг с другом, подсказывать способы решения возникающих между детьми разногласий, конфликтов.
Безусловно, работа воспитателя по руководству детской игрой является достаточно сложной и кропотливой деятельностью, требующей знаний и педагогического мастерства. Но эта работа необходима, так как ею во многом обеспечиваются полноценное развитие детей, радостная, эмоционально-положительная атмосфера в группе.
Воспитатель ГБУСОН РО «сл. Большая Мартыновка» Шаула В.В.