Педагог-психолог
Чтобы правильно читать –очень важно это знать!
Причины нарушений навыков чтения у младших школьников
Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения , проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.
Основные признаки дислексических ошибок:
1.Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка на протяжении многих лет.
2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.
3. Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.
Проявления дислексии:
- Замедление процесса овладения чтением;
- Замедление темпа чтения;
- Нарушение движения глаз по строке в процессе чтения;
- Стойкие и повторяющиеся ошибки при чтении.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1.Неусвоение букв, неточное соотнесение буквы и звука, которые проявляются в заменах и смешениях звуков при чтении , а именно:
- замены и смешения фонетически близких звуков;
2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;
3. Искажение звукослоговой структуры слова;
4. Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, или предложения, или текста;
5. Замены слов;
6. Аграмматизмы при чтении –нарушения при согласовании существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, , изменения окончаний глаголов.
Виды дислексии:
- Фонематическая дислексия.
– первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем), проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв.
- вторая форма фонематической дислексии - связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в искажениях звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставки гласных между согласными, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
2. Аграмматическая дислексия, выраженная в неправильном воспроизведении окончаний, префиксов, суффиксов, изменяя грамматические формы слов.
3. Сементическая дислексия проявляется в нарушении понимая читаемого при технически правильном чтении как на уровне слова так и при чтении предложений и текста.
4. Оптическая дислексия – проявляется в заменах и смешаниях графически сходных букв при чтении.
5.Мнестическая дислексия – проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях усвоения ассоциаций между звуком и буквой.
Причины дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.
Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения; запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями в ранний период их развития, а так же неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание к развитию ребенка в семье, речевая депривация, неблагополучная обстановка в семье).
Однако следует помнить, что ошибки чтения, встречаются у всех детей при овладении навыком чтения, но они не являются стойкими и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому. Такие ошибки возникают вследствие педагогической запущенности, неправильной методике обучения, нарушений элементарных функций. Часто наблюдаются у ленивых детей, с нарушением поведения, не сформированной учебной мотивацией , педагогически и социально запущенных, у детей с плохим зрением, несмотря на то, что у них в достаточной мере сформированы высшие психические функции, необходимые для овладения навыком чтения. От сюда следует, что наличие ошибок чтения само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:
Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
Метод кинезиологической коррекции.
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций.
Модифицированные зрительные диктанты .
Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
Используемая литература:
Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Издательство «Союз» Санкт-Петербург. 2001г.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Пед.вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 1198г.
Приложение
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
"Посчитай до 10-20-30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисованы 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди буквы".
3. Развитие осязания определение различных свойств предметов.
Упражнения:
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ".Пальцем на руке нарисовать букву. Ребёнок отгадывает какую букву нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Упражнения:
"Домик для звука".
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: почка-бочка, коса-коза, суп-зуб-дуб.
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.
6. Развитие речевого дыхания.
Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.
7. Развитие силы голоса.
Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.
8. Развитие артикуляционного аппарата.
Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения:
"Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.
Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Карандаш лежит ... столе. Куртка висит … шкафу. Мяч закатился …стол.
"Что за слово?"
Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: вы-шел, при-шел, за-шел.