Get Adobe Flash player
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

Вход на сайт

Педагог-психолог

Чтобы правильно читать –очень важно это знать!

Причины нарушений навыков чтения у младших школьников

Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения , проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.

Основные признаки дислексических ошибок:

1.Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка на протяжении многих лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

3. Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.

Проявления дислексии:

  1. Замедление процесса овладения чтением;
  2. Замедление темпа чтения;
  3. Нарушение движения глаз по строке в процессе чтения;
  4. Стойкие и повторяющиеся ошибки при чтении.

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

1.Неусвоение букв, неточное соотнесение буквы и звука, которые проявляются в заменах и смешениях звуков при чтении , а именно:

- замены и смешения фонетически близких звуков;

2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;

3. Искажение звукослоговой структуры слова;

4. Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, или предложения, или текста;

5. Замены слов;

6. Аграмматизмы при чтении –нарушения при согласовании существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, , изменения окончаний глаголов.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия.

– первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем), проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв.

- вторая форма фонематической дислексии - связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в искажениях звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставки гласных между согласными, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).

2. Аграмматическая дислексия, выраженная в неправильном воспроизведении окончаний, префиксов, суффиксов, изменяя грамматические формы слов.

3. Сементическая дислексия проявляется в нарушении понимая читаемого при технически правильном чтении как на уровне слова так и при чтении предложений и текста.

4. Оптическая дислексия – проявляется в заменах и смешаниях графически сходных букв при чтении.

5.Мнестическая дислексия – проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях усвоения ассоциаций между звуком и буквой.

Причины дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения; запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями в ранний период их развития, а так же неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание к развитию ребенка в семье, речевая депривация, неблагополучная обстановка в семье).

Однако следует помнить, что ошибки чтения, встречаются у всех детей при овладении навыком чтения, но они не являются стойкими и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому. Такие ошибки возникают вследствие педагогической запущенности, неправильной методике обучения, нарушений элементарных функций. Часто наблюдаются у ленивых детей, с нарушением поведения, не сформированной учебной мотивацией , педагогически и социально запущенных, у детей с плохим зрением, несмотря на то, что у них в достаточной мере сформированы высшие психические функции, необходимые для овладения навыком чтения. От сюда следует, что наличие ошибок чтения само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

Метод кинезиологической коррекции.

Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций.

Модифицированные зрительные диктанты .

Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

Используемая литература:

Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Издательство «Союз» Санкт-Петербург. 2001г.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Пед.вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 1198г.

Приложение

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:
"Посчитай до 10-20-30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисованы 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди буквы".

3. Развитие осязания определение различных свойств предметов.

Упражнения: 
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ".Пальцем на руке нарисовать букву. Ребёнок отгадывает какую букву нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
"Домик для звука". 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: почка-бочка, коса-коза, суп-зуб-дуб. 
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

7. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:
"Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Карандаш лежит ... столе. Куртка висит … шкафу. Мяч закатился …стол.

"Что за слово?"

Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: вы-шел, при-шел, за-шел.

www.ofitsialniy-sait.ru - Бесплатные шаблоны для Joomla. Бесплатные компоненты для Joomla. Бесплатные модули для Joomla. Бесплатные плагины для Joomla.

Календарь

Ноябрь 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30