Педагог-психолог
Учим детей говорить!
В системе коррекционно-развивающей работы с детьми используют игровые упражнения
-с элементами логоритмики;
-на развитие артикуляционной моторики;
-на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
-на развитие дыхания;
-на развитие эмоциональной сферы ребенка.
н
Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.
Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности
Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимание, слуховая и зрительная память.
У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).
Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.
Следует учитывать следующие дидактические принципы:
доступность;
повторяемость;
постепенность выполнения заданий.
Родители и педагоги, работая с детьми 3 года жизни, должены учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.
Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.
Только в этом случае обучение станет развивающим.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.
С детьми можно проводить следующие игровые упражнения:
стихи и потещки для развития тонких движений пальцев, общих движений в сочетание с речью;
мимические упражнения;
упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;
упражнения для губ и языка;
упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.
Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются, заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.
Взрослый или педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.
Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».
Губы растянуты в улыбке
Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
«Смешная песенка»
Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).
Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка - специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности».
В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.
Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трех лет, может быть уже поздно.