Педагог-психолог
Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей
Часто люди говорят об отсутствии у себя музыкального слуха расхожей фразой: «Мне медведь на ухо наступил». Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех, другое дело, насколько он развит. При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь, поскольку при неправильном обращении последний может ухудшаться с возрастом.
Как же развивать музыкальный слух у детей? Сразу решим: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что, кроме слуха, музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума, но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.
Чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.
Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Если вы - не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет.
Во время беременности самое главное - пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос - голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения - вот первые уроки ритмики для малыша.
Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме.
Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.
Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное - с душой! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.
Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли - не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония - важный этап на пути становления любого музыканта!
Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный.
Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи - это все задачи музыкального слуха.
Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит покричать. Не поплакать и покапризничать, а именно покричать. Это когда он выбегает на улицу с криком "ААААААААААААА!!!". Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло - вот то, что нам нужно.
Не шпыняйте его, когда он вопит дома или во дворе, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве. Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!). Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка "Здесь учился и работал гений".
На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Медведь - самые низкие ноты, синичка - самые высокие. Пусть малыш потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.
И еще одно. Хорошей музыке - зеленый свет, но только не в фоне! Послушали и выключили. Ничто так не будит творческие музыкальные способности как тишина в доме. Если в доме постоянно работают радио, телевизор или магнитофон, можете попрощаться со слухом и голосом. И своим, и ребенка (а вы думаете, почему сейчас так мало хороших голосов?).
ВАЖНО: Если ребенка развивают в музыкальном плане, в 5 лет он уже может различать основные инструменты – фортепиано, гитара, аккордеон, барабан, скрипка и прочее. Именно с этого возраста можно начать обучать малыша игре на них.
5 лет — лучший возраст, чтобы начать играть на музыкальном инструменте.
Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).
Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.
Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты»
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Кто поет?»
Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слышал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.
Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.
Игра «Путаница»
В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.
Шумовые коробочки
Делаются они очень просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.
Ищем зверей.
Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):
- мышка бежит;
- зайчик скачет;
- волк ищет поживу;
- медведь идет сучья ломает.
Научились? Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, малыш исполняет, а вы угадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.
Узнай по звуку
Собираем все музыкальные инструменты которые есть у нас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – вы играете, а малыш угадывает, какой инструмент издает звук.
Где звук
Игра похожа на предыдущую. Малыш с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь по комнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача малыша угадать ваше местоположение и указывать пальчиком, откуда доносится звук.
Тихо-громко
Подвижная игра, для которой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары малыш ходит, под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развивает внимание и физическую сферу.
Подобная игра с погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода и ребенок резвится на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся в домик/на диване/под зонтом.
Безусловно, полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и, вообще, музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).
Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.
Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.
Один-два раза в неделю по полчаса — и через год или два результаты скажутся у любого нормально развивающегося ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.
Музыкальное развитие ребенка - самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития личности. Ведь все детки любят петь, танцевать и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуёмную энергию в мирное русло. Музыкальное воспитание – это важное направление, которое нельзя игнорировать или чем-то заменить.
Музыкальный руководитель А.В. Ломакин