Педагог-психолог
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Советы психолога
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.
Что такое «Готовность к школе»?
В понятии "готовность к обучению в школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:
- физическое развитие - длина тела (рост - стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
- биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
- комплексная оценка состояния здоровья. Распределение детей по пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».
Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.
Причины затруднения на письме: - Слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; -Несовершенна координация движений; -Не закончено окостенение запястий и флангов пальцев; -Несформированность зрительных и двигательных анализаторов
Подробнее: Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму
Как провести лето с пользой!?
Дети с нетерпением ждут летние каникулы, ведь не нужно рано вставать, учить уроки, писать контрольные. Но и родители в этот период могут отдохнуть от проверки домашнего задания, школьных собраний, переживаний по поводу успеваемости. Но как провести лето? Как организовать три месяца отдыха, чтобы они не были заполнены бездельем и скукой? Естественно, можно предоставить ребенку полную свободу: спи до обеда, гуляй, смотри телевизор и, вообще, занимайся, чем хочешь. Но вряд ли такая расстановка действий принесет удовольствие ребенку и родителям. Закончатся каникулы, а вспомнить будет нечего. Ну, а мамы и папы к началу учебного года получат нежелание учиться и соблюдать дисциплину. Поэтому и родителям, и детям, нужно вместе подумать и определиться, как провести лето. Желательно, чтобы на протяжении летних каникул ребенок имел возможность чередовать активные и пассивные виды отдыха, а также какое-то время быть занятым, помогать старшим.
Гаджеты – новая зависимость подростков.
Телефоны, ноутбуки, планшеты, приставки, смартфоны — техника плотно вошла в нашу повседневную жизнь.
Гаджеты призваны облегчать нашу жизнь. Но, увы, гаджеты для подростков стали сродни особых наркотиков. Зависимость подростков от гаджетов приобретает невероятные размеры и формы.
По результатам практических исследований, психологи констатируют, что подростки разучились жить без гаджетов. Привычка заполнять свое время мобильным телефоном, компьютером в любой форме, телевидением и др. повлияли на то, что подростки разучились быть с собой, общаться с собой. Необъятный поток информации, поступающий из самых разных совершенствующихся гаджетов, просто не оставляет времени и не дает выиграть в «конкурентной борьбе» самопознанию, самоанализу. Производители гаджетов всё больше изучают интересы подростков, особенности их психологии, применяя самые разные способы, чтобы завлечь их своими устройствами и сервисами. Куда уж тут соревноваться с ними внутреннему «Я» подростка?
Врачи всего мира обеспокоены болезнью 21-го века — зависимостью от гаджетов. Планшеты и компьютеры могут стать как инструментом для развития и источником получения новых знаний, так и опасной игрушкой, если ребенок слишком увлечен ими. Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали – кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.
Проблемы, поиски, решения….
Подростковый возраст-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Но результаты диагностических исследований показывают наличие у подростков эмоциональной незрелости, искаженных представлений о себе. Подросток в приюте – это смесь чувства собственного достоинства и низкой самооценки, показной наглости, цинизма, эмоциональной ранимости. Он ощущает себя неумным, плохим, неприятным, нелюбимым окружающими.