Социальный педагог
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
Консультация для педагогов: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.»
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.
Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная. Что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?
- Формирование содружественных действий двух рук (для письма).
- Формирование содружественных действий руки и глаза.
- Формирование позы.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК У ДЕТЕЙ»
Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.
Хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.
В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.
- массаж большого пальца повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднегопальца улучшает работу кишечника;
- массаж безымянного пальца стимулирует печень;
- массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Массаж и упражнения с шестигранным карандашом
Катающие движения:
- «Добывание огня»- между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
- «Утюжок»- по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.
- «Горка»- по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.
Вращающие движения:
- «Догонялочка»: Пальчики бегут вперед и никто не отстает.
- «Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.
- «Вертолет»: Отправляется в полет наш красавец вертолет.
«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
Игровые упражнения
Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д.,например:
Игра с пуговицами.
Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.
Игра с разноцветными скрепками.
Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
Игра с ватой.
Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.
Игра с нитками, шнурками, тесьмой.
Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.
Игра с пустыми деревянными катушками.
Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.
Игра с винтиками, шурупами, гайками.
Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру;раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.
Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.
Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.
Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.
Игра с тестом, глиной, песком.
Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.
«Сухой бассейн».
Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
Игра с водой.
Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике.
Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.