Социальный педагог
Проблемы, поиски, решения….
Подростковый возраст-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Но результаты диагностических исследований показывают наличие у подростков эмоциональной незрелости, искаженных представлений о себе. Подросток в приюте – это смесь чувства собственного достоинства и низкой самооценки, показной наглости, цинизма, эмоциональной ранимости. Он ощущает себя неумным, плохим, неприятным, нелюбимым окружающими.
Эти ощущения повышают тревожность подростка, делают его социально робким, снижают его уровень притязания на успех. Такой несовершеннолетний пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Наиболее актуальные проблемы сосредоточены в сфере отношений с другими людьми: со сверстниками, учителями, взрослыми и даже самим собой. Эти дети нуждаются в принятии и поддержке, поэтому вся работа педагога- психолога строится на взаимоуважении. Необходимо помочь подростку разобраться в проблемах, взаимоотношениях,найти себя, подвести его к процессу самовоспитания и перевоспитания, сформировать адекватную самооценку, самоопределиться, выбрать профессию. Поскольку мы имеем дело с детьми, души, которых изломаны, исковерканы, то нельзя вести речь о полноценной реабилитационной работе до тех пор, пока не будет подлечена душа. Чтобы найти индивидуальный подход к решению проблем каждого воспитанника, используется широкий спектр методов и приемов, один из них - разговор. Он требует от психолога не специальных профессиональных, а, скорее чисто человеческих качеств (умение наблюдать, чувствовать детей изнутри, понимать их состояние без слов, быть своеобразным «адвокатом» перед другими взрослыми). Именно в процессе неспешной беседы выбираются средства общения, проектируются возможные пути поиска согласия ребенка с самим собой и внешним миром, также коррегируются уровень конфликтности, самооценка и другие проблемы.Терапия словом использовалась испокон веков. Воздействие слова, как любого «лекарства» очень субъективно. Поэтому до применения разговора как метода воздействия психолог тщательнов различных видах деятельности изучает общие и индивидуальные особенности и реакции детей, диагностирует причины неблагополучия. Для того чтобы ребенок был успешен во взрослой жизни, необходимо научить его понимать, любить и уважать себя, защищать себя с помощью слова. Несомненно, это должны делать родители, но…
Разговорная терапия чем-то напоминает решение проблем в тесном семейном кругу или интимный разговор вполголоса с мамой, которая обязательно поможет, пожалеет, научит, как поступить, наладит эмоциональные связи. Только для наших воспитанников эту роль выполняет педагог-психолог.
Опыт подтверждает, что работа с подростками также эффективно реализуется в групповой форме. Именно программа «Экология души» призвана помочь ребятам поверить в собственные силы, реконструировать полноценные контакты со сверстниками, гармонизировать образ «Я». Занятия способствуют приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития. В ходе занятий ребята имеют возможность опробовать новые формы поведения, разобраться в собственных чувствах, научиться понимать других. Они с желанием принимают участие в игровых упражнениях, решении различных ситуаций, в обсуждениях проблем, предлагается освоить различные способы установления контакта. В результате проведения занятий ребята становятся более сплоченными, проявляют взаимопомощь, формируются навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций. Происходят позитивные сдвиги в личностном развитии – ребята обретают веру в себя, в свои силы, уверенность в том, что их любят. Повышается самооценка, психологическая устойчивость,изменяются представления о собственных возможностях.
Несомненно, в практическом арсенале педагога-психолога имеется достаточное количество различных методов, которые можно и нужно применять в различных ситуациях, но обязательно нужно учитывать, что у каждого подростка в прошлом очень непростая судьба, а душа могла покрыться защитным панцирем. И для того, чтобы его снять, не нанеся дополнительных ран, требуется время, время, время…
Педагог-психолог: Китаева Е.А.