Социальный педагог
«Деревенский быт»
Обучение воспитанников социального приюта основам знаний о деревенском быте, его истории позволяют развивать у них навыки и умения видеть красоту и мудрость традиций старины. Воспитывают такие нравственные основы, как добросовестность, трудолюбие, любовь к семье и малой Родине, взаимопомощь.
Описываю концепцию беседы с элементами мини – инсценировки, видео зарисовки.
«Деревенский быт»
Зал оформлен в виде русской избы с предметами, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки. Звучит тихая, русско- народная мелодия. Педагог объявляет тему мероприятия. Задает вопрос детям: как они понимают понятие быт, деревня, село. Дети отвечают, педагог уточняет. Воспитанник читает стихотворение о малой Родине.
Родина наша малая –
Там, где родился и рос,
Связана с лаской маминой,
С лепетом белых берез.
Родина наша малая –
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая –
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые,
Добром, провожая нас.
Воспитатель обращает внимание детей на большое фото с изображением русской избы. Заостряет внимание на основных, значимых деталях жилища: красный угол, печь, лавка, скамейки, сундуки и объясняет предназначения каждого предмета. Дети обыгрывают ситуацию: «плясать от печки», «домовой», «важный гость», затем отгадывают загадки.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват)
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое,
Крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
(Печь)
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга)
Педагог отмечает трудолюбие людей прошлых веков и их уважение к человеку, умеющего изготовлять своими руками предметы обихода. Женщины приготавливали пищу, обшивали всех членов семьи, пряли нити, ткали ткани. Мужчины обжигали горшки, мастерили орудия труда и обороны и т.д.
Воспитатель приглашает детей в макет избы и просит ответить название и значимость утвари (коромысла, утюга, чугунка, прялки, керосиновой лампы, лаптей, корзины, обыгрывает ситуацию. Загадывает загадки
В лесу родился,
В руках крестился.
На ногах умер.
(Лапоть).
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг).
Педагог:
На Руси обедали в полдень. Хлеб был главным продуктом питания. Пекли пироги, варили каши. А чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать. Дети включаются в мини-инсценировку: «А я по воду пошла».
Педагог сообщает детям о различных приметах, связанных с ложкой, ситом, свечой, коромыслом, горшком и т. д.
Детям предлагается видео зарисовка с русскими обрядами: свадьбы, народных песен и танцев.
И наконец, воспитатель привлекает детей в конкурсную программу «Бюро находок», посвященную миру вещей. Дети должны догадаться, кому принадлежат эти предметы, из какой они сказки.
1. Кувшин и лопнувший шарик ответ:(Ослик. А. Милн «Винни-пух и все-все-все» и т.д.
Второй конкурс «Сказка стала былью».
Воспитатель называет волшебные предметы из русских сказок, а дети современные вещи. соответствующие им.
1. Гусли-самогуды ответ (Радиоприемник, магнитофон, компьютер, телефон).
2. Ступа (Ракета)
И т.д.
В итоге педагог закрепляет беседу в виде викторины и пословиц.
Викторина:
1. Что устраивали в доме в первую очередь? (Печь)
2. Как называлось самое святое место? (Красный угол).
3. Как назывался предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (Ухват)
И т.д.
Пословицы:
Педагог называет начало пословицы, а дети ее окончание:
1) Дом вести…(не лапти плести).
2) Дома и стены… (помогают)
3) Не дом хозяина красит, а…(хозяин дом)
4) Кашу маслом…(не испортишь)
5) Первый блин… (комом).
Через подобные мероприятия, обогащается духовный мир ребенка и будет дополнен им наблюдениями и жизненным опытом.
Воспитатель СРЦ: Железная Л.Л.