Учитель-логопед
Значимость труда в процессе реабилитации.
Значимость труда в процессе реабилитации.
Трудовое воспитание подрастающего человека – это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, успешно осваивать трудовой опыт, включающий знания, умения, навыки трудовой деятельности, положительное отношение к труду и трудящемуся человеку.
Как показывает исторический и современный опыт, труд является эффективным средством психологической реабилитации детей, выбитых из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни. В отделении социальной реабилитации находятся дети, имеющие зачастую отрицательный опыт социального видения мира, ведь помимо жизненной неустроенности, отсутствия средств к существованию, криминогенного образом жизни, в основном их родители длительное время не работают. Вследствие этого у детей не формируется психологическая и практическая направленность на труд. Не зря гласит народная пословица: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!». Поэтому совсем непросто корректировать то, что заложено семейным, хоть и отрицательным, но воспитанием.
Первое время у детей нет даже элементарных навыков по самообслуживанию, ручному труду, навыков учебной деятельности. Они негативно относятся к имуществу, мебели: умышленно ломают, портят, не ценят труд других людей. Дети должны привыкнуть к новым условиям жизни, к иной системе взаимоотношений с людьми. Понятно, что ребёнок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми, не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в реабилитационном центре. Поэтому, важнейшая задача педагога оказать ребёнку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Систематический труд детей вместе со сверстниками под руководством взрослых позволяет быстрей ликвидировать отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном воспитании. В процессе труда осваиваются общетрудовые навыки и умения, формируются такие качества, как организованность и самостоятельность, ответственность за порученное дело. И когда проходит адаптационный период, ребёнок оттаивает, проходит его внутренняя агрессия, и он начинает тянуться к деятельности, наполненной жизни, ищет в ней своё место, хочет быть в ней причастным. Ребёнок начинает понимать, что «Каждая вещь любит своё место!», что дежурство по столовой не такая уж и сложная работа, что чистое лучше, и как важно жить в чистоте. Начинает понимать -как приятно быть участником в жизни большой семьи: «Ты замечательно убрал, посмотри, как всем нравится. Мы все будем у тебя учиться». Пословицы, сказанные к месту, эмоционально воспринимаются детьми, подчас заменяют прямые формы нравственного воздействия:«Труд кормит, а лень портит», «Насорил – убери!», «Делу время – потехе час!», «Сделал дело – гуляй смело!». Постепенно ребёнок сам проявляет желание участвовать в хозяйственно-бытовом труде, например, собрать мусор на участке, вскопать клумбу, произвести ремонт стульев, лавочек. Положительной оценкой для ребёнка послужат снова пословицы: «Терпение и труд всё перетрут!», «Дело мастера боится!». И наша задача: не упустить, поддержать, помочь поверить в свои силы. И я надеюсь, что наши воспитанники будут бережно относиться к тому, что их окружает, уважать труд людей, работающих на благо других.
Воспитатель отделения социальной
реабилитации для несовершеннолетних
ГБУСОН РО «СРЦ сл. БольшаяМартыновка» Шаула В.В.