Учитель-логопед
Формирование у воспитанников СРЦ навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. С появлением на улицах огромного количества машин, становится очевидно, что и взрослые и дети должны быть более бдительны и осторожны на дорогах. Каждый пешеход должен соблюдать культуру поведения на проезжей части.
Вышел ребенок на улицу – он пешеход, сел на велосипед – он уже водитель, едет в городском транспорте – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.
Как показывает статистика, в большинстве дорожно-транспортных происшествиях дети попадают в дорожные «ловушки» из-за невнимательности на дорогах, из-за испуга или неправильно обдуманной дорожной ситуации.
Такие ошибки могут допускать и те дети, которые попадают в наш приют. Все мы знаем, что не каждый родитель донесет до своего ребенка все азы и знания дорожной азбуки. А что касается детей, которых родители и воспитать толком не могут, те дети, которые по иным семейным проблемам поступают к нам в СРЦ?
Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание детей безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения.
Чтобы помочь детям владеть основными правилами безопасного поведения на дороге, и сохранить свое здоровье и жизнь мною была разработана программа «Добрая дорога детства».
Цель моей работы с воспитанниками - создание условий для формирования у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, закрепление знаний и умений по правилам дорожных ситуаций.
Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку. Поэтому наши воспитанники принимали участие в эстафетах «Азбука дорожного движения», «Советы Пети Светофорова», в викторинах «Найди знак», «Расскажи, какое правило нарушили дети» и другие.
Воспитание общей культуры поведения на дорогах начинается с самого детства. С этого возраста дети становятся участниками дорожного движения. На занятиях по ПДД младшие школьники учатся различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. На прогулках проводятся наблюдения с детьми за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в нашей библиотеке имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
Для закрепления изученного, детям предлагается поиграть в дидактические игры: «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» , «Лото Транспорт».
Такие игры учат детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов, воспитывают внимание, ориентировку в пространстве.
Со старшими воспитанниками провожу практические занятия по дорожным ситуациям: «Перекресток», «Светофор», «Узнай и нарисуй».
Такие занятия продолжают закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывают культуру поведения на улице и в транспорте.
Все мы видели, что на дороге встречается очень много дорожных знаков, но не все дети и взрослые знают их название и назначение, тем более дети нашего контингента. Поэтому на каждом занятии идет знакомство с дорожными знаками, их назначением. На последующих занятиях воспитанники повторяют изученные знаки и знакомятся с новыми.
Так как мы живем в сельской местности, то знание детей ограничивается одними и теми же дорожными знаками. Моя задача – познакомить воспитанников со знаками, которые встречаются в городах: переходы подземный и надземный, знаки железнодорожных переездов, знаки сервиса.
Наши дети очень любят играть в игры-ходилки по ПДД. В этих играх встречается очень много дорожных ситуаций, которые надо выполнить или рассказать. Такие игры воспитывают у детей внимательность на дорогах, умение принять правильное решение, увидев дорожный знак, а так же способствуют прочному запоминанию изучаемого материала и воспитанники быстро запоминаю то, что может показаться им скучным и неинтересным.
Проводимая мною работа по обучению детей ПДД оправдывает себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Результативность такой работы подтверждается тем, что при кропотливой работе по обучению детей правилам дорожного движения, воспитанники, покидая наш приют будут стараться не совершать дорожно-транспортные происшествия.
Ведь мало просто, прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать, как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Воспитатель СРЦ: Олимпиева А.М.