Учитель-логопед
Система коррекционной помощи как основное средство социализации детей
Система коррекционной помощи сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.
Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.
Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли - это сказка. Человек, выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле этого слова.
Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
В процессе социализации формируется личность, которое определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность - сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.
На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) и микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.
Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники нашего Центра имеют общие характерные особенности:
– низкая учебная мотивация;
– не актуализированная потребность в общении;
– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;
– нежелание подчиняться правилам;
– проблемы в поведении;
– низкий уровень знаний;
– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;
– нежелание участвовать в какой-либо деятельности, инертность.
В социально - реабилитационном центре детям предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребёнок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в социальном центре.
Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростками, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать им максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на неё работает целый комплекс факторов: тёплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребёнку и вера в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.
Важнейшая социально-педагогическая задача - дать заброшенному ребёнку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально-значимые потребности.
В СРЦ сл. Большая Мартыновка созданы условия для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации воспитанников.
Процесс обеспечения социализации осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как:
- реализация коррекционно-развивающих программ педагогов;
- рабочие программы по дополнительному образованию, направленные на развитие творческого самовыражения, исследовательской деятельности, правовой культуры.
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- организация игровой деятельности;
- осуществление поддержки детской инициативы;
- сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
Помимо тех условий, что я перечислила выше для оказания психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации: выстроена коррекционно-развивающая работа с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка;
-Организовано сопровождение социальным консилиумом СРЦ в составление индивидуальных маршрутов;
-Образовательный процесс организован с учетом психофизических особенностей;
-Организовано логопедическое и психологическое сопровождение детей;
-Работаем над развитием дефицитных функций каждого ребенка.
Реализуя названные виды помощи в рамках общей программы специалисты СРЦ преследуют следующие цели – адаптация и первичная реабилитация детей, снятие у них последствий психологического стресса, преодоление педагогической запущенности, проведение комплекса медицинских мер по оздоровлению, дальнейшая социализация. Важнейший шаг в работе сотрудников СРЦ по социализации ребенка – укрепление в воспитаннике надежды на будущее, удовлетворение его стремления жить и развиваться в естественной семейной обстановке.
АДАПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СРЦ по взаимодействию в позитивной социализации и индивидуализации детей
СУБЪЕКТЫ | ФУНКЦИИ |
АДМИНИСТРАЦИЯ | Координация усилий субъектов по созданию условий для социально-психологической адаптации. |
РЕБЕНОК | Получение социально-педагогической поддержки как условия успешной социализации. |
РОДИТЕЛИ | Формирование общественно значимой личности, создание условий ее развития. |
ПСИХОЛОГ | Мониторинг индивидуальных свойств личности на основе выявления, диагностики, программирования ее возможностей, психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу и консультационную деятельность. |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ | Коррекция социального окружения и оптимизация социальной адаптации ребенка, взаимодействие с семьей. |
ВОСПИТАТЕЛЬ | Создание условий воспитания и развитие коммуникативных свойств личности. |
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД | Совершенствования функции речи, как основного способа коммуникации, коррекция дислексии, дисграфии. |
ПЕДАГОГ ФИЗ. ВОСПИТАНИЯ | Коррекция физического развития, пространственной ориентации. |
Музыкальный руководитель | Развитие музыкальных способностей и индивидуальных особенностей детей, что способствует их социализации. |
ВРАЧ | Диагностика, коррекция, профилактика здоровья. |
МЕДСЕСТРА | Профилактика и коррекция соматического состояния, контроль за условиями осуществления здорового детства. |
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ | Способствует созданию условий для функционирования учреждения. |
Модель психолого-педагогической поддержки воспитанников СРЦ рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии.
В центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь, ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это соц. педагог, воспитатель, учитель-логопед и педагог-психолог, в затем их помощники: музыкальный руководитель, инструктор по труду и медицинский работник СРЦ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности.
Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Социальный консилиум. Он оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.
Тесная взаимосвязь специалистов СРЦ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-педагогической работы в целом, но положительных результатов, в короткий период пребывания (3 месяца, 6 мес) в социально-реабилитационном Центре, быстрее всего можно добиться именно в организации досуга несовершеннолетних.
Для воспитанников социально-реабилитационного центра характерно социально-культурное отчуждение и поэтому необходимо помочь каждому из них проявить себя, найти занятие по душе. Ведь зачастую самые неуспевающие в школе и нарушающие режим воспитанники, участвующие в досуговой деятельности, в итоге становятся главными помощниками, организаторами, инициаторами разного рода творческих мероприятий.
Для разностороннего развития воспитанники привлекаются к участию в конкурсах, спортивных эстафетах, праздниках, поскольку обеспечение занятости в общественно-значимой деятельности формирует нравственные нормы поведения, развивает потребность в самореализации.
Позитивная социализация невозможна без организации конструктивного сетевого взаимодействия с социальными партнерами. В СРЦ она реализуется через взаимодействие с социально – культурными учреждениями района, в рамках которого дети посещают библиотеку, музей, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями слободы, участвуют в конкурсах, акциях.
Очень важно сформировать положительные модели поведения воспитанников в свободное время, научить их социально полезно организовывать свой досуг, помочь раскрыть сферу интересов, вовлечь в дела, которые способствовали бы их духовному умственному и физическому развитию.
Для разностороннего развития воспитанники привлекаются к участию в конкурсах, спортивных эстафетах, праздниках, поскольку обеспечение занятости в общественно-значимой деятельности формирует нравственные нормы поведения, развивает потребность в самореализации.
Кругозор воспитанников расширяется через посещение ими культурно-досуговых учреждений, поскольку именно так можно передать и получить большой объем информации. Например, при проведении экскурсии в краеведческий музей воспитанники узнают историю, народные обычаи и традиции нашего края. Библиотечные уроки в детской районной библиотеке затрагивают многие значимые аспекты жизни и приучают любить и беречь книгу. Кроме того, посещение культурно-досуговых учреждений помогает вырабатывать и прививать такие положительные привычки, как правильное поведение в общественных местах.
Выстроенная система взаимодействия с учреждениями культуры сл. Большая Мартыновка, благотворительными и общественными организациями позволяет реализовать практически все задачи социокультурной реабилитации воспитанников:
Привлекая воспитанников к участию в социально-ориентированных акциях, решается одна из важнейших задач по развитию нравственных качеств:
Трудовые десанты:
– уборка памятников героям ВОВ;
- высаживание деревьев
Участие в акциях не только позволяет правильно и последовательно формировать детский коллектив, но и предоставляет возможность каждому воспитаннику почувствовать меру ответственности за выполняемые дела и поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности. И, самое главное, подростки «открывают» границы учреждения и расширяют рамки общения.
Особое место в досуговой деятельности занимают тематические акции «Триколор», «Вахта памяти», «Бессмертный полк» и др.
Нестандартные подходы в организации деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом, способствуют позитивной социализации и индивидуализации.
Социокультурная реабилитация – это постоянное создание условий для развития культурного, творческого, умственного, физического потенциала воспитанника.
Крайне важно, чтобы воспитанник смог попробовать себя в творческой деятельности и выбрать самостоятельно занятие по душе.
В заключении можно сказать: занимаясь социокультурной реабилитацией воспитанников через включение их в досуговую деятельность, восполняется основная потребность детей в отдыхе, в гармоничном развитии личности, в общении, самореализации и творчестве, в положительных эмоциях. Воспитанник приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т. к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.
С уверенностью можно сказать, что досуговая деятельность не только отвлекает воспитанников от различного рода правонарушений, злоупотреблений, но и показывает многообразие и интересы мира, учит их вести здоровый образ жизни, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Следует отметить, что на выходе наши воспитанники умеют подчиняться разным правилам, способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеют соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Всё это поможет детям успешно адаптироваться в социуме.
Соц. педагог Есауленко О.В.