Учитель-логопед
«Развитие речи старших дошкольников посредством пальчиковых игр, кинезиологических упражнений и элементов упражнений Су-Джок терапии в работе учителя -логопеда».
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. В. А. Сухомлинский отмечал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Доказано, что чем активнее и точнее движения пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Мозговая деятельность ребёнка напрямую зависит от того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук. М. М. Кольцова пришла к заключению, что: «Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев». Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Пальчиковые игры – это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1. Игры-манипуляции – эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»):
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
5. Театр в руке – эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: универсальность; кратковременность; активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; невербальное общение в играх – «молчанках», использование языка жестов; наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Методика данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Выполнение пальчиковой гимнастики происходит в процессе занятий, предусмотренных образовательной программой дошкольного детского учреждения. На выполнение пальчиковой гимнастики обычно отводится до 5 минут, то есть отрабатывается одно упражнение.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:
- Артикуляционные упражнения.
- Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики.
- Упражнения на развитие общей двигательной активности.
- Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов).
- Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.
- Энергетическое обеспечение: дыхательные упражнения.
- Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий слева; правее, чем; левее, чем; вверху и т. д.
Метод Су-Джок терапии – это ультрасовременное направление акупунктуры, метод стимуляция высокоактивных точек, соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах ног.
Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:
- Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
- Абсолютная безопасность. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
- Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях.
- С помощью метода Су-Джок терапии решаются следующие задачи:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- Развитие звукового и слогового анализа слов;
- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических процессов;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие пространственно-временных представлений;
13. Закрепление счётных операций.