Учитель-логопед
Речевое развитие детей 6-7 лет.
Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.
Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.
Особое внимание обратите на развитие речи ребенка. Ведь в школе при оценке знаний по «устным» предметам ориентируются прежде всего на то, как ребенок пересказывает материал, выступает с докладом и насколько полно и без стеснения отвечает на уроке. Родителям будет интересно узнать что они должны знать о речевом развитии ребенка 6-7 лет и как развивать речь в семье.
1.
|
Возрастные особенности
|
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. |
2.
|
Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье
|
1. Развитие лексической стороны речи. Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка. Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком. В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)». Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их. 2. Формирование грамматического строя речи. Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными. Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже. Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные). 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность. Следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок. 4. Развитие связной речи детей. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону. Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний. Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами. |
3.
|
Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома
|
Игровое упражнение «Если бы…». Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: -«Если бы я был волшебником, то …» -«Если бы я стал невидимым…» -«Если весна не наступит никогда…» Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение. Что бывает? Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать. Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, … -красное – платье, яблоко, знамя, … Игра «Какой предмет?» Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Содержание игры заключается в следующем: показать предмет либо называет слово и задать вопрос: «Какой?» Затем по-очереди называть как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. |