Учитель-логопед
Детский оркестр в СРЦ, как средство реабилитации воспитанников.
Дирижер всегда готов!
Больше дела - меньше слов!
В оркестре дружном и веселом
Занятных много мастеров!
Как только палочка взлетит -
Оркестр дружно зазвучит!
Уже почти четыре года в отделении социальной реабилитации для несовершеннолетних воспитанники учатся играть на музыкальных инструментах. Одни дети уезжают, другие приезжают, но всегда есть таланты, желающие овладеть искусством музицирования, при этом ни один из ребят не занимался музыкой дома по разным причинам: инструменты до/роги, нет музыкальной школы в деревне, родители не замечают способностей или другие.
Главная цель создания детского оркестра – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность.
Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребёнка, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности, появляется трудолюбие.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
У многих наших ребят беден словарный запас, и именно игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, настроение.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.). Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений. В совместном инструментальном музицировании развиваются коммуникативные качества ребенка, удовлетворяются его потребность в музыкальном общении, формируются представления о выразительной сущности музыкальной речи.
Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Когда на утреннике рассаживается детский оркестр, в зале наступает полная тишина. Педагоги затихают в волнении за успех детей, гости – в непередаваемом изумлении. Наш оркестр бывал и «на гастролях» в Доме-интернате для инвалидов и пожилых людей в сл. Большая Орловка. Все выступления всегда завершаются бурными аплодисментами, а иногда и слезами благодарности, ведь все дети талантливы, надо только увидеть в ребенке способности под маской безразличия и неверия в свои силы.
Музыкальный руководитель
Ломакин А.В.