Педагог-психолог
Особенности сенсорного развития детей с ОВЗ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка. В связи с физиологическими особенностями ребенка с ОВЗ общая чувствительность его кожи снижена, поэтому новые ощущения эффективно получать всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку махровую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Полезно приобрести в домашнее пользование утяжеленное одеяло Совы (заполненное полимером). Одеяло дарит «крепкие объятия», которых часто не хватает детям. Под его целительным весом нервная система получает возможность расслабиться, человек ощущает границы своего тела. Быстро и легко наступает безмятежный здоровый сон, проходит депрессия. Психоэмоциональная сфера стремительно нормализуется.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на руках, животе, спине. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Развитию тактильно-двигательных ощущений будет способствовать «ручные» виды деятельности: лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином), оригами, игры с водой разной температуры, игры с песком, игры с пазлами, а также сортировка мелких предметов.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
Игры на развитие тактильных ощущений
Игра «Кисточка»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточку: мягкую, большую – для нанесения макияжа и клеевую, жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».
Игра «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, просыпать его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки сыпать его на поднос, руку, в чашку. Можно провести с песком, манкой, фасолью, гречей и другими сухими материалами.
Игра на развитие зрительного восприятия
Игра «Найди куклу»
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.). Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
- Где же кукла, наша, найдем мы куклу Лялю!
Вова к кукле подойдет, Вова куколку найдет,
Вова куколку возьмет!
Работа по сенсорному развитию детей любого возраста с ОВЗ играет самую главную роль в дальнейшем развитии ребёнка. Если даже малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Педагог-психолог
Распопова О.С.