Педагог-психолог
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ РОДИТЕЛЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В СЕМЬЯХ РОДИТЕЛЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
Коноводова Зоя Анатольевна
ГБУСОН РО «СРЦ для несовершеннолетних сл.Большая Мартыновка»
Педагог-психолог
Актуальной проблемой в последнее время является проблема семейного алкоголизма, вызывающая особую тревогу. От злоупотребления спиртным в первую очередь страдают дети. Семейный алкоголизм оказывает негативные последствия на центральную нервную систему ребенка. Кроме того, умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы.
Мир в семье, где родители страдают алкоголизмом, для ребенка представляет собой замкнутое пространство, тщательно оберегающееся от посторонних взглядов. Обычно дети стыдятся данной проблемы и им приходиться жить в атмосфере постоянной недоговоренности и лжи, потому их психика в результате становится неустойчивой. Пьющие родители в трезвом состоянии детей используют в качестве якоря, чтобы удержать себя от окончательной деградации. А в пьяном виде при них обычно забывают, или наоборот чрезмерно опекают.
В семьях, где страдают алкоголизмом, нередко бывает прямое насилие над детьми и драки. Дети начинают испытывать чувство страха, как перед родителями, так и за их жизнь и здоровье. Неудивительно, что в результате такие дети становятся неуверенными в своем будущем. От бессилия они либо уходят в воображаемый мир, либо свою проблему прячут за агрессией.
Также злоупотребление родителей алкоголем, ведет к развитию у детей неврозов. Неврозы проявляются в виде ночных страхов, трудного засыпания, нервных подергиваний, заикание. Все это глубоко травмирует не только психику ребенка, но и его эмоциональную сферу.
Реакция родителей, страдающих алкоголизмом, на определенные поступки или высказывания детей отличаются непредсказуемостью и непоследовательностью, в зависимости от настроения оно может быть разным. По этой причине ребенок не знает, какие его мысли и действия получат осуждение, а какие - одобрение. Это дезорганизует его эмоциональное и психическое развитие, не формируются навыки правильного реагирования на какое-либо явление.
Отрицательный пример родителей-алкоголиков негативно отражается и на развитие личности ребенка. Как правило, дети таких родителей обычно стыдятся. Для них это всегда сильно переживаемое личное горе, которое бесследно не проходит для здоровья.
У ребенка из семьи злоупотребляющей алкоголем, как правило, недостаточно развито чувство собственного достоинства, самооценка занижена. В связи с этим дети сталкиваются с серьезными трудностями не только в учебе, но и отношениях с окружающими. Развивающееся неверие в себя и низкая самооценка таких детей делают очень податливыми и уязвимыми в различного рода компаниях.
Повседневная жизнь детей из семей, страдающих алкоголизмом, постоянно окрашена эмоциональным стрессом. То есть состояние ребенка следует рассматривать как стрессовое. Такое беспрерывное состояние может для ребенка иметь опасные последствия. То, что родители предпочтение отдают спиртному, на ребенке отражается хуже, чем сами по себе количества выпитого или эпизоды пьянства. Алкоголизм ведет к уменьшению родительской ответственности, что затрагивает непосредственно детей. Поведение детей и взрослых в семьях, страдающих алкоголизмом, рассматриваются через призму их представлений о том, как должна выглядеть семейная жизнь и что она несет, как правило, человеку.
Таким образом, можно сделать вывод, что отрицательное влияние на детей оказывает не сама зависимость алкоголя, а скорее среда, которую эта зависимость образует. Размытость границ, отсутствие четких правил, искажение семейных ролей, неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с пьющими родителями, делает родительско-детские отношения дисгармоничными, а это, в свою очередь, влияет на особенности эмоционального развития детей.