Педагог-психолог
Воспитание трудолюбия в семье
Много лет я работаю воспитателем. Большинство детей приходит в СРЦ с отсутствием элементарных трудовых навыков, навыков по самообслуживанию. Они не умеют и не хотят трудиться, жить и подчиняться коллективу, планировать работу и осуществлять самоконтроль. Чтобы научить их быть чистыми и опрятными приходилось начинать с мыла и расчески, развивать элементарные навыки по самообслуживанию, трудовые навыки: дежурство в столовой и комнатах, уход за одеждой и обувью, порядок в портфеле, работа в цветнике и на участке. Ведь трудовое воспитание – это не только разговоры о любви к труду.
А.С.Макаренко не раз отмечал то, что гораздо веселее и счастливее живут люди, которое многое умеют делать сами, у которых все спорится, которые не теряются ни при каких обстоятельствах.
Трудовые качества и навыки формируются с самого начала существования в социуме, с ранних лет в семье. Но ведь не все родители уделяют этому большое внимание. Для большей результативности мы, педагоги, проводим с родителями дополнительную работу: беседы, консультации. Коррекционно-реабилитационная программа «Тепло родного очага» помогает нам строить доброжелательные внутрисемейные отношения, развивать семейные традиции, улучшать семейный быт. Так на занятии «Посади цветок - укрась свой дом» воспитанники учились ухаживать за комнатными растениями, пересаживать их, создавать уют. А на занятии «Расскажу тебе, дружок, про румяный пирожок»» ребята не только узнали историю происхождения пирожков, но и сами смогли приготовить их. И затем по традиции устроили общее чаепитие. Детям такие занятия очень нравятся. Это способствует лучшим результатам, ведь труд выполняет воспитательную функцию только тогда, когда он является тем, что приносит радость и удовлетворение душе.
Хлопотно в наше время воспитывать трудолюбие, да и результаты у наших чад не мгновенные. Но, согласитесь, только одно «давайте помогу» стоит того, чтобы запастись терпением и словами благодарности.
Вот несколько советов для родителей.
- Любой труд благороден. Ребенок должен понимать, что нет работы важной и работы бесполезной. Каждый труд несет в себе пользу и имеет свою значимость, поэтому уважать чужую работу нужно учиться.
- В распределении трудовых обязанностей между домочадцами должны быть все равны. Меняйтесь местами, так будет и эффективнее и интересней.
- В трудовом процессе участвуют все. Самое лучшее – устраивать совместную работу. Ребенок будет видеть, что в семье трудятся все без исключения.
- Поручать посильные дела. В противном случае он не справится и расстроится, а это прямой путь охлаждения к трудовому процессу.
- Подогревайте интерес ребенка к новым делам. Подключайте его в процесс, дайте попробовать силы. У каждого должен быть шанс.
- Трудолюбие не любит палку, поэтому принуждение – не лучший способ вырастить «трудяжку». Важность, незаменимость и неоценимый вклад ребенка, как участника трудового процесса – вот главный стержень.
- Труд необходимо любить, а любовь и наказание – это противоположные стороны медали. По этой причине наказание трудом, за совершенные поступки, должно быть в числе запретов.
- Воспитание трудолюбия – процесс систематический.
- Принимайте активное участие во всех делах своего ребенка. Поверьте, ребенок будет горд, что у него такие родители.
Воспитатель СРЦ: Родина Л.С.