Педагог-психолог
«Волшебные ладошки»
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А.Сухомлинский
«Волшебные ладошки»
Эмоционально - творческое развитие личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Проблема приобщения к духовным ценностям общества предлагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.
Нравственно-эстетическое воспитание может осуществляться при помощи разных средств. Одно из самых важных - изобразительная деятельность детей.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы, несомненно каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением рисуют. Дети рисуют всё что видят, знают, воображают. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь творческие люди. А чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста я использую нетрадиционные способы изображения.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что –то не получится – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в рыбку, колечко, дуб –великан, морское чудище…
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками и т. п., но в старшем возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с более сложных техник: кляксографии, монотипии и т. п.
Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях свободно координируя движения руки, при этом решается ещё одна задача – подготовка руки к письму.
На занятиях я использую музыкальные и поэтические образы, что способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа и вижу, как возрастает художественно творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Разные художественные техники в той или иной степени развивают у детей разные части руки (предплечья, кисти, пальцы). Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность всей руки.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских работ.
Рисовать можно чем угодно и, как угодно. Под столом, на столе…На листочке дерева, на сыром песке, на газете, на пластилине…
Необычные способы рисования, так увлекают детей, что они даже сами предлагают предметы, при помощи которых можно рисовать. Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием.
В целом художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние. Попробуйте использовать этот метод в своей работе, вам точно понравится, а детям тем более!
Воспитатель Дубатовкина Л.А.