Педагог-психолог
Мир вокруг нас: реабилитация детей через общение с природой
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема человечности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён природе. Мы живём в XXI веке и от нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребёнок, прежде всего, устанавливает связи и отношения между предметами на основе непосредственных впечатлений.
Однако, экологическая культура у ребёнка формируется лишь при благоприятных социальных условиях. У большинства воспитанников нашего учреждения таких условий дома нет, но, оказавшись в учреждении, они начинают узнавать в теории и получать практический опыт познания окружающего мира, получают информацию об особенностях взаимоотношений человека и природы. Воспитание детей нашего центра – очень кропотливый процесс, требующий от педагога умение понимать детей, их особенности. В соответствии с этим в педагогической работе мы стремимся достичьпонимания детьми своего неразрывного единства с окружающиммиром. Причём, это единство должно быть не только понятно ребёнком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.
Для освоения первоначальных экологических знаний у детей дошкольного возраста в нашем центре разработана программа «С природой рядом и навсегда».
Целью программы являются - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой исердцем.
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы: Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятиекомплексного типа, на котором у детей формируется обобщённое представление о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе. Обобщённый тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения.
Важное место занимает экспериментирование – в каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к определённым суждениям и умозаключениям. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
В экологическом воспитании детей широко используются словесные методы обучения - рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Эти методы помогали формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети на практике усваивали зависимость состояния растений и животных, о роли человека в управлении природой.
Игра – это очень важный метод экологического воспитания. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Многие игры научили детей обобщать и классифицировать. Акции- это социально значимые мероприятия, которые проводились в учреждениис сотрудниками и детьми. В них дошкольники принимали посильное участие.
Для повышения качества своей работы включаем в план здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребёнку укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Во время всего реабилитационного периода совершенствуется интеллект детей, непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорные навыки и наблюдательность.
Ребята учатся устанавливать связи и зависимости. У них развиваются различные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и учатся наслаждаться ею, понимать красоту природы и создавать её своими руками через разные формы деятельности.
В результате совместной работы по экологическому воспитанию дети становятся более спокойными и уравновешенными, более внимательными, бережными по отношению к окружающей флоре и фауне и друг к другу. Приобщая дошкольников к духовности, мы учим ребят не только познавать красоту природы, но и изучать исторические корни своего народа, охранять и защищать свою землю. В этом заключаетсянаша главная задача.
Самое важное в экологическом воспитании – обращать внимание детей на то, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей.
Воспитатель
отделения социальной
реабилитации
Беличенко Г.А.